Что? Где? Когда?
Вторник, 01.07.2025, 22:37
Приветствую Вас Гость | RSS

 Клуб знатоков Даугавпилсского края 2004-2014 годы

Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Случайные фото
Главная » 2015 » Сентябрь » 24 » Ликбез
09:42
Ликбез

Мастер по гробам БезенчукПочему в прошлом сезоне г-н ведущий нашего Клуба Пётр Васильев ненадолго "сменил" фамилию, сколько канделябров бывает во время игры, почему нельзя играть, как космонавты и, как взять вопрос на 61-й секунде - об этом можно узнать, изучив общеупотребительный

Сленг участников интеллектуальных игр.

  • Безенчук — человек, пишущий слишком сложные вопросы (см. гроб). Образовано от фамилии персонажа романа «Двенадцать стульев», владевшего конторой по изготовлению гробов.
  • Берёзовое сечение — приз за самый красивый неправильный ответ.
  • Брать вопрос — правильно отвечать на него.
  • Валенок — очень простой вопрос, для взятия которого главное — не начинать искать подвох.
  • Взять от балды — прийти к верному ответу посредством абсолютно неверных рассуждений или «методом тыка».
  • Гон — период времени (в ходе турнира и сразу после него или в перерыве между турами), когда знаток неадекватно реагирует на внешние раздражители, порет чушь и отрицает очевидные вещи. По Б. Бурде, «знаток в период гона похож на человека только внешне».
  • Гроб — очень тяжёлый вопрос. Обычно используется для обозначения вопроса, ответ на который не нашла ни одна из присутствующих в зале команд. Нередки вопросы с ответом «гроб», в этом случае обычно в тексте делается намёк на их сложность.
  • Детский вопрос — лёгкий вопрос, как для детского турнира по ЧГК. Обычно используется для обозначения вопроса, ответ на который нашли все присутствующие в зале команды.
  • Дуаль
    • ответ на вопрос, альтернативный авторскому, однако полностью соответствующий тексту вопроса (или степень соответствия не ниже, чем у авторского ответа). Пример: «Этого русского поэта, друга декабристов, чьи стихи мы изучали в школе, звали Александром Сергеевичем. Назовите его фамилию» — авторский ответ — «Пушкин», дуальный ответ — «Грибоедов».
    • вопрос, на который, кроме авторского, существует и другой правильный ответ.
  • Дубовая аллея — команды, замыкающие список (мирового рейтинга, больших синхронов и др.)
  • Завал, завалить, затоптать версию, забакланить — выбрать неправильную версию при имевшейся на столе верной.
  • Закоротить вопрос — вставить слишком простую подсказку, по которой вопрос берется без использования остальных фактов.
  • Замена — тип вопроса, в котором некоторые ключевые слова заменены на другие (обычно согласно некоторой логике). Она же: подляна, подстава.
  • Знатокешник — сообщество знатоков.
  • Знаточьё поганое (ЗП) — ироническое название интеллектуального сообщества. Часто используется также для обозначения апеллянтов.
  • Игра в дырки — игра на слишком лёгком пакете вопросов, когда неправильный ответ на один вопрос потом чрезвычайно трудно компенсировать и догнать конкурентов. Термин предложен Д. Лурье.
  • Инсайт — интеллектуально-интуитивное озарение.
  • Интуит — игрок с хорошо развитой интуицией.
  • Канделябр — плохой вопрос, а также система общественной оценки вопросов самими игроками.
  • Карантин (вопрос в карантине) — период после турнира, в течение которого запрещена публикация вопросов в открытых источниках, так как они будут отыгрываться на других турнирах.
  • Карманец — вопрос, для взятия которого необходимо знакомство с фактами биографии автора вопроса, заведомо неизвестными большинству игроков. Этимология восходит к вопросу Бильбо Бэггинса (Дж. Р. Р. Толкин, «Хоббит»).
  • Качать версию — целенаправленно обсуждать одну из версий.
  • Козлодром — телевизионный брейн-ринг и съемки этого брейн-ринга (по фамилии ведущего — А. Козлова).
  • Coat of Arms of Kolomna (Moscow oblast)

    Герб города Коломна. Также напоминает о равном выборе

  • Коломна — вопрос, не позволяющий без специального знания выбрать правильный ответ из нескольких равнозначных вариантов, часто — синоним угадайки. Слово образовано от названия санкт-петербургского клуба «Коломна». Производные слова: коломноватый вопрос, коломноватость.
  • Колоть (вопрос) — то же, что светить.
  • «Команда проникла в суть вопроса» — стандартная формулировка апелляций на зачёт ответа у знатоков при отсутствии весомых аргументов, особенно при неудержании формы вопроса.
  • Космонавты — плохие, неумелые игроки в ЧГК. Пошло от одной из игр телевизионной версии (весенняя серия 2007), в которой играли космонавты, и играли, в общем, соответственно.
  • Критерии зачёта — диапазон ответов, могущих считаться верными. Обычно указывается автором вопроса.
  • Крутить (вопрос) — обсуждать. Отсюда недокрут и перекрут.
  • Курить, курим — сознательно ничего не делать в то время, когда задан вопрос, по одной из двух причин: 1) вопрос уже взят, ответ написан и есть небольшое время передохнуть (перекур); 2) вопрос не может быть взят ни одной из команд в брейне, поэтому происходит молчание.
  • Ландскнехт, легионер, варяг — игрок, не имеющий своей команды или играющий за чужую команду в ЧГК или «Брейн-ринг».
  • Ласточки, ласт — ассистенты (обычно добровольцы), собирающие записки с ответами.
  • «Личный опыт автора вопроса» — стандартная формулировка, используемая в строке «Источник» для вопросов типа «Однажды автор вопроса…» либо в случае, если источника вопроса найти не удалось. В таких случаях распространена аббревиатура «ЛОАВ» в графе «источник» вопроса.
  • Логическая дуаль — разновидность дуали, при которой данный командой ответ является логичным по сути, но прямо противоречит фактам, данным в вопросе, или, в отличие от авторского ответа, не может быть подтвержден источником. Как правило, логические дуали не засчитываются.
  • Наводка — неявная подсказка в вопросе.
  • Накидать (версии) — приём мозгового штурма, заключающийся в генерировании большого количества версий, среди которых может оказаться верная.
  • Не взяли — и не жалко (НВИНЖ) — реакция команды на вопрос, ответ на который можно найти либо случайно, либо благодаря очень редкому ЧЗ (чаще всего — гроб или см. выше).
  • Не выбрать — выбрать из ряда вариантов ответа неправильный, при том, что правильный также прозвучал в обсуждении.
  • Не знаешь, что отвечать, отвечай «Пушкин» (принцип Пушкина) — принцип выбора из одинаково подходящих ответов наиболее известного. Что касается прямой формулировки принципа, то вопросы с ответом «Пушкин» действительно часто встречаются.
  • Неберучка — слишком тяжёлый вопрос, который не «берётся».
  • Недожать, недокрутить — недоработать версию или ответ. Производное: недокрут. См. также крутить (вопрос).
  • Незабудка — член команды, на которого возложена обязанность помнить, что именно спрашивали в вопросе (держать форму).
  • Обманка — один из наиболее красивых приёмов составления вопросов, заключающийся в преднамеренном выведении команды на неверную версию, в то время как правильная — почти очевидна.
  • Овощ — ОВСЧ (Открытый Всероссийский Синхронный Чемпионат).
  • Один гроб, четыре свечки — пакет со слишком неравномерной сложностью вопросов, «неровный». Происходит из анекдота о похоронах вопросника, где было «всё как всегда — один гроб, четыре свечки».
  • «Ответ заключён в вопросе» (вопрос про дизельный двигатель) — приём составления вопросов, заключающийся в том, что текст ответа явно или неявно включён в текст вопроса. Этимология второго названия восходит к шуточному вопросу «Кто изобрёл дизель?»
  • Отсечка — информация в вопросе, позволяющая уверенно отказаться от неправильной версии.
  • Перевёртыш — тип интеллектуальной забавы, основанный на замене всех слов в известной фразе на слова с обратным значением или на другие слова из того же логического ряда (например, «Россия» на «США»). Бывают стихотворными.
  • Перекрут — ситуация, когда команда не остановилась на правильном ответе, а стала дальше развивать обсуждение и в результате ответила неправильно («перекрутила»). См. крутить (вопрос)
  • Перекрученный вопрос — вопрос, состоящий из слишком большого количества ходов (многоходовка), раскрутить которые сложно за минуту, либо вопрос с малоизвестными или сомнительными фактами.
  • Перестрелка — способ определения победителя (или призёра), если две или более команды набрали поровну очков: этим командам задаются дополнительные вопросы, пока одна из них не выйдет вперед. Может проводиться в различных форматах — либо задаётся фиксированное число вопросов, по итогам которых выясняется победитель, либо вопросы задают по одному и сразу отсеивают команды, не ответившие на те вопросы, на которые ответила хотя бы одна из других команд; распространена и смешанная схема (сначала первый вариант, а потом, если победитель не выявлен — второй).
  • Период гона («знаток в период гона») — попытки некоторых игроков всеми правдами и неправдами отспорить очки во время рассмотрения апелляций, когда они «гонят» и отличаются пониженной вменяемостью и критичностью.
  • Подлянка — информация в вопросе, намеренно направляющая игроков по неверному пути.
  • Положить на стол (версию) — высказать версию во время обсуждения.
  • Потухшая свечка — игранный вопрос, на который не можешь вспомнить ответ. Ср. свечка.
  • «Пошути, как [имя]» — вопрос, в котором требуется завершить шутку или забавное выражение. Обычно является негативной оценкой вопроса.
  • Продавливать (версию) — априорно постулировать верность определённой версии (как правило, своей), оказывая психологический прессинг на команду.
  • Пуант
    • финальная вопросительная фраза, уходящая в сторону от основной темы вопроса;
    • заключительная часть вопроса, в которой, собственно, и выясняется, что хочет спросить автор.
  • Разводящий пакет — пакет, в котором хорошо сбалансированы вопросы разной степени сложности, так что по результатам игры сильные и слабые команды «разводятся» по турнирной таблице и итоговое положение команд в целом соответствует их реальной силе. Обратный пример «неразводящего» пакета — игра в дырки.
  • Раздаточный материал — раздающиеся на столы карточки с иллюстрациями и другими вспомогательными визуальными материалами, необходимыми для взятия вопроса.
  • Раскрутить (вопрос) — взять вопрос при помощи общекомандного обсуждения. См. крутить (вопрос)
  • Рейтинг (вопроса) — критерий сложности вопроса. Определяется по количеству команд, не ответивших на вопрос. Иногда сумма рейтингов взятых вопросов используется как вторичный показатель при определении победителя в случае равенства очков.
  • Рюх (капитанский) — способность капитана отобрать («прорюхать») верную, но совсем не очевидную версию, при наличии конкурирующих версий.
  • С точностью до наоборот — дать ответ, противоположный верному.
  • Снять вопрос — аннулировать вопрос (как правило, признанный некорректным).
  • Спалить, засветить вопрос
    • произнесение ведущим по ошибке правильного ответа раньше срока;
    • публикация вопроса до турнира или до окончания отыгрыша всеми командами.
  • Спасти вопрос, сделать рейтинг вопросу — если какая-то команда не взяла то, что взяли все остальные.
  • Спонсорский вопрос — обычно узкотематичекий вопрос невысокого качества, задаваемый спонсором.
  • Стреляный вопрос — игравшийся вопрос (варианты: отстреляный, перестрелянный — игравшийся очень часто). См. свечка.
  • Тупить — с трудом попадать на волну играемого вопроса или вопросного пакета, что приводит к частому неправильному выбору сдаваемого ответа.
  • Угадайка — вопрос с некоторым количеством равновесных возможных ответов, не отсекаемых данными в формулировке. Также «коломна».
  • Фонтан, фонтанить — в ЧГК громко выкрикивать правильный ответ во время обсуждения так, что он может быть услышан соседями. B Брейне — громко выкрикивать ответ из зала во время игры других команд.
  • Чегекашник, ЧГКашник, Чегекаст, Чтогдекогдаст, Чтогдекогдист, Чтогдекогдаун — игрок в ЧГК.
  • Чёрный ящик
    • В телевизионном ЧГК — чёрный ящик, содержащий предмет, являющийся ответом на вопрос. Открывается при объявлении ответа. Служит для повышения зрелищности игры.
    • В спортивном ЧГК — абстрактное понятие, обозначающее чёрный ящик, содержащий предмет, являющийся ответом на вопрос, причём ни ящика, ни предмета игрокам чаще всего не предъявляется. (Иногда в качестве исключения в роли чёрного ящика могут выступать иные ёмкости: обычно карман ведущего). Служит в качестве приёма составления вопроса.
  • ЧЗ, «чистое знание» — такое знание, которое не должно требоваться для взятия вопроса ЧГК (в силу специфики игры).
  • «Что курил автор вопроса?» — стандартная реакция на плохой вопрос (чаще всего, страдающий отсутствием логики). Происходит от различных пародий на плохие вопросы, в которых данная фраза используется в качестве пуанта (вроде «Мы не просим вас ответить на вопрос. Просто скажите, что курил автор вопроса?»).
  • Шарманка — вопрос, ответ на который известен уже в середине вопроса, а вопрос все читается и читается.
  • Шестьдесят первая секунда — о вопросе, правильная версия на который приходит («щелкает») сразу после того, как была сдана неправильная, до оглашения верного ответа ведущим. Отсюда взять на шестьдесят первой секунде.
  • Школа, вопрос на школу — вопрос на самую простую версию, в отсутствии дополнительной информации. К примеру, если спрашивается фамилия поэта, в вопросе на «школу» ответом будет «Пушкин». Также вопрос со скрытой подсказкой в тексте вопроса.
  • Щёлкает (о версии) — интуитивное ощущение правильности версии. Также: щелчок.
  • Элитарка, домик — телевизионная версия ЧГК.

Полная версия и региональный сленг - здесь.

 

Просмотров: 658 | Добавил: Decorator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2015  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Официальный сайт "Что? Где? Когда?"
  • Copyright MyCorp © 2025